Ювелирные изделия сегодня: предмет роскоши или способ порадовать себя и близких?
Спрос на ювелирные изделия эластичен по доходу и зависит от уровня жизни населения. Чем выше доходы населения, тем больше людей может позволить себе купить желаемое ювелирное украшение. Периодически при экономическом подъеме и улучшении материального благосостояния людей увеличиваются и темпы роста продаж ювелирных украшений. При спаде мировой экономики ухудшается и спрос на украшения.
Однако ношение ювелирных изделий относится к давней традиции. Привязанность людей к украшениям не уменьшается и ежегодно растет. Многие считают, что иметь и носить дорогие ювелирные украшения престижно – это подчеркивает высокий социальный статус человека.
В рамках исследования рынка ювелирных изделий, был проведен социологический опрос населения на предмет выявления основных мотивов покупки ювелирных изделий (золотых и серебряных) с драгоценными, полудрагоценными и искусственными камнями.
Опрос проводился методом анкетирования, в котором приняли участие 195 респондентов, из числа представителей различных социальных и возрастных категорий, мужчины и женщины из 16 городов различных регионов страны (преимущественно – Восток Украины).
Их всех респондентов только 6% полностью не согласились с утверждением «Ювелирные изделия – неотъемлемый атрибут современного человека, украшающий его быт, и его как личность».
Только 18% (17 чел.) опрошенных полностью или частично не согласны с утверждением «Вставки и камни – это сердце любого ювелирного изделия». Другими словами, 82% респондентов признают важность вставок и камней в ювелирном изделии. Данное соотношение сохраняется в разрезе возрастных групп и независимо от пола респондентов.
Между бижутерией высокого класса и одинаковым по цене ювелирным изделием из золота с драгоценными камнями большинство респондентов (81%) сделали бы выбор в пользу изделия из драгоценного металла и камней. Соотношение респондентов, которые предпочли бы ювелирное изделие бижутерии, сохраняется в разрезе возрастных групп и пола респондентов.
Большинство (69%) опрошенных в последний раз становились обладателем ювелирных изделий не более 1 года назад, в т.ч. 32% – в течение последнего полугодия.
При этом большинство респондентов (62%) приобретают ювелирные изделия не чаще, чем 1 раз в год, в т.ч. 44% реже, чем 1 раз в год, а 18% респондентов делали приобретения еще реже (3, 5, 10 и даже больше лет назад). В среднем раз в год приобретают ювелирные изделия 28% опрошенных, в том числе 11% – раз в полугодие и 27% – раз в год.
Данная ситуация объясняется тем, что большинство опрошенных (60%) последнее ювелирное изделие получали в подарок, в т.ч. 52% всех опрошенных – как подарок к празднику. Только 37% респондентов последнее ювелирное изделие приобрели для себя самостоятельно.
Наблюдается постоянное увеличение доли приобретаемых ювелирных изделий со вставкой из камней. Если в ювелирных изделиях, обладателями которых респонденты стали более года назад, доля изделий со вставками из камней составляла 53%, то в изделиях, приобретенных 6-12 месяцев назад – 68%, а в изделиях, приобретенных менее 6 месяцев назад – 78%.
Среди респондентов, которые приобрели последнее ювелирное изделие со вставкой из камня, 35% не смогли назвать, какой это был камень. Наибольший удельный вес занимают вставки из бриллиантов – 22%, и фианитов (циркон кубический) – 20%.
Доля циркона снижается с 26% тех, кто покупал изделия со вставками больше года назад, до 17%, покупавших в течение последнего полугодия. Доля купивших бриллианты в течение последнего года увеличилась до 26% по сравнению с 21% покупавших их больше чем год назад.
Анализ мотивов покупки ювелирных изделий показывает, что среди респондентов в возрасте старше 36 лет наиболее популярным мотивом является покупка ювелирных изделий на подарок ребенку. При для этом потребителей с возрастом до 35 лет в большей мере, нежели для потребителей старших возрастных групп, мотивом для покупки ювелирных изделий является вложение денежных средств.
При ответе на вопрос «Чем для вас является покупка ювелирных изделий?» в целом примерно равные доли опрошенных выбрали варианты «предмет роскоши» (23%), «подарок для друзей и близких» (23%) и «способ порадовать себя» (21%).
Если проанализировать ответы на данный вопрос в разрезе пола опрошенных, можно сделать вывод, что среди мужчин значительно выше доля тех, кто рассматривает ювелирные изделия как подарок для друзей, родных и близких. Напротив, для женщин ювелирные изделия в большей мере являются украшением своего повседневного образа и способом порадовать себя. При этом равные доли мужчин и женщин относятся к приобретению ювелирных изделий как к способу вложения денежных средств или предмету роскоши.
При анализе данного вопроса в разрезе возрастных групп можно отметить, что как предмет роскоши ювелирные изделия в большей степени рассматривают потребители среднего возраста (26 – 45 лет) и старше 55 лет. Респонденты в возрасте 46 – 55 лет в большей мере, чем остальные приобретают ювелирные изделия как подарок для друзей, родных и близких или рассматривают как способ порадовать себя.
Таким образом, в период бурного роста ювелирного рынка (2000-2008 год) к ювелирным изделиям перестали относиться как к предметам роскоши, а их приобретение все чаще становилось результатом спонтанной покупки, поэтому практически в каждом супермаркете появился ювелирный отдел, а средний чек покупателя очень снизился. Покупали хлеб и колечко, отдавая предпочтение тяжеловесным изделиям с цирконами и другими синтетическими вставками.
В настоящее время ситуация поменялась. С одной стороны, произошло смещение предпочтений в сторону недорогих серебряных изделий. А с другой стороны, отношение к ювелирным изделиям как к предметам роскоши стало возобновляться. Поэтому возник повышенный спрос на золотые изделия с драгоценными камнями, которые не теряют со временем качественных свойств и являются как предметом роскоши, так и способом вложения денежных средств.
Для сравнения, на ювелирном рынке России больше всего (50%) покупают изделия из драгоценных металлов без камней, 15% покупок на рынке приходится на украшения с бриллиантами, что почти в три раза меньше, чем покупают на рынке США.