10 распространенных ошибок при составлении бизнес-плана
За последний месяц было подготовлено 3 бизнес-проекта:
- открытие торговой точки «кофе с собой» как начало бизнеса с нуля
- расширение производства мягкой мебели как план развития существующего бизнеса
- организация производства корпусной мебели как план диверсификации производства
Проанализировав все рабочие моменты, выделила ТОП-10 ошибок, на которые стоит обратить внимание, чтобы правильно составить бизнес-план и более точно понять перспективы развития бизнеса.
- Непонимание целей и потребностей потенциальной аудитории, для которой разрабатывается бизнес-план. Инвестор ожидает увидеть инвестиции в проект, график их возврата, условия участия в проекте, прибыль и окупаемость инвестиций, а также перспективы достижения запланированных объемов продаж и доходов. Банку важно иметь залоговое имущество, которое является финансовым обеспечение проекта, а также график погашения тела кредита и выплаты процентов. Бизнес-планы под Гранты должны четко соответствовать требованиям по структуре и оформлению, иметь договоры о намерениях (поставки, аренда, продажи, услуги). Проекты под финансирование международных банков также составляются по четкой структуре, стандартам и требованиям, в соответствие с методиками UNIDO, ЕБРР, TACIS в и т.д.
- Недооценивание роли резюме. Главная идея проекта, целевая аудитория, стратегия позиционирования бизнеса и маркетинга, потребность в инвестициях, график реализации проекта и показатели эффективности должны быть коротко описаны в резюме. Инвестор не будет читать весь бизнес-план. Первая часть, которая будет прочитана, это резюме и, если инвесторам оно понравится, они будут знакомиться с теми разделами, в сфере которых у них есть компетенция. Не забудьте на страницах резюме оставить контактную информацию. Пишите резюме после завершения всего бизнес-плана.
- Непонимание конкурентной ситуации на рынке. Ошибочно думать, что у вас нет конкурентов или конкурент на рынке один. Скорее всего, вы не владеете информацией о конкурентной ситуации, или вы владели ею, например, год назад. А на многих быстро растущих рынках, за год ситуация на рынке сильно может поменяться. Для этого соберите максимум информации о конкурентах: изучите их сильные и слабые стороны, стратегию бизнеса, организацию бизнес-процессов, оборудование и прочее, проведите разведку и наблюдение, подготовьте шаблон таблицы для заполнения по ключевым показателям вашего бизнеса.
- Отсутствие позиционирования и уникальности предложения. Если тот человек, который читает план, не может понять, кто ваш потенциальный покупатель, как вы собираетесь его завоевать, и в чем заключается ваша идея, он никогда не сделает инвестицию в ваш бизнес. Поэтому в рамках плана маркетинга первым делом ответьте на вопрос: кто ваш клиент, какую выгоду вы несете клиентам, чем отличаетесь от конкурентов? Сформулируйте это в виде короткой фразы – главной идеи вашего предложения, в которой будут учтены ответы на 4 вопроса: что, для кого, что дает, почему без этого нельзя?
- Игнорирование фактора «сезонность». Каждый бизнес имеет сезонные колебания спроса, которые обязательно нужно учитывать при планировании объемов продаж. Так, например, спрос на мягкую мебель падает в весенне-летний период и возрастает в осенне-зимний. В некоторых отраслях сезонные колебания явно выражены, в некоторых нет. Легче всего взять базовый объем и просчитать коэффициенты сезонности, на которые этот объем скорректировать по соответствующим периодам проекта.
- Отсутствие в смете затрат безвозвратных отходов производства и затрат на списание продукции. В производственной сфере, как правило, есть безвозвратные отходы производства, в сфере общественного питания – списание продуктов вследствие порчи, отходы сырья и материалов при раскрое сырья и материалов, «бой» материалов или готовой продукции при транспортировке и т.д. Они могут быть учтены либо в процентах к стоимости сырья и материалов, либо общей суммой в месяц.
- Отсутствие в бизнес-плане организационной структуры, детального штатного расписания, плана привлечения и отбора сотрудников, а также их функциональных обязанностей и взаимодействия друг с другом. Отсюда невозможно получить полную картину того, как бизнес будет фактически работать на повседневной основе. Уделите этому особое внимание.
- Нереальные финансовые прогнозы. Финансовый план – один из ключевых разделов бизнес-плана. В нем главное – отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств и показатели эффективности проекта. Многие, прогнозируя продажи и доходную часть проекта, относятся к этому легкомысленно, как просто к цифрам. Но прогнозы должны быть обоснованными и последовательными. Если у вас производство, то работать на максимальную мощность в первого месяца проекта – это фантастика, поэтому нужно предусмотреть поэтапный планомерный выход на запланированные мощности и продажи.
- Наличие отрицательного сальдо денежных средств на конец периода в отчете о движении денежных средств. Цифры должны указывать на способность проекта генерировать поток денежных средств, достаточных для покрытия текущих издержек и необходимых для оплаты за оборудование, товар, сырье и материалы, включая первоначальные затраты на маркетинг, связанный со стартом бизнеса и достижением прогнозных объемов продаж.
- Одинаковая сумма затрат на «сырье и материалы» как в отчете о движении денежных средств, так и в отчете о прибылях и убытках. Эти показатели будут разными, поскольку в движении средств указывается фактическая сумма затрат на приобретение партии товара в торговле (или сырья и материалов в производстве), которая возникает в определенный период. А в отчете о прибылях и убытках – расчётная норма этих затрат, приходящаяся на единицу готовой продукции или услугу.
И еще, не стоит забывать о рисках, которые будут всегда. Опишите их, оцените вероятность их наступления (экспертным путем или проанализировав чувствительность) и продумайте необходимые шаги по их минимизации.
Обязательно проверьте правильность написания, исправьте грамматические ошибки и просмотрите графическое представление проекта. Все должно быть идеально.
Если у вас появились вопросы, пишите.
Пример бизнес-плана можно скачать здесь.