Екатерина Ларина
larina.org.ua
Миссия –монетизация ваших творческих и бизнес-идей!

Отличие – это нешаблонный «идейный» консалтинг. Каждый получает от меня профессиональную поддержку и работающие идеи продвижения бизнеса.

Задать вопрос Смотреть презентацию

Как написать бизнес-план. Часть 1

Часть 1. Зачем нужен бизнес-план и с чего начинать его составление?

Перед началом строительства дома разрабатывается и согласовывается проект, перед созданием коллекции одежды – рисуются эскизы, перед началом любого бизнес-проекта – составляется бизнес-план.
Вы должны знать конечный результат игры, чтобы понять, как его добиваться. Есть эксперты, которые считают, что традиционный бизнес-план в большинстве случаев лишен «жизни», динамики, а через несколько недель после начала бизнеса все равно оказывается на полке в пыли.
Тем не менее, тщательно проработанный бизнес-план не только даст ответ на многие вопросы, о которых вы до этого просто не задумывались, но и позволит уже на начальном этапе избежать будущих ошибок и минимизировать риски. Здесь все зависит от вашего отношения к этому, приложенным усилиям, времени и выделенному бюджету.
Для начинающего предпринимателя качественный бизнес-план вместе с увлеченностью своим делом, настойчивыми действиями и верой в успех – магнит для потенциальных инвесторов.

Что такое бизнес-план?
четко структурированный письменный документ, в котором изложена сущность бизнес-идеи, пути и способы ее реализации и охарактеризованы все аспекты будущего бизнес-проекта: рыночные, производственные, организационные и финансовые;
план развития, необходимый для освоения новых сфер деятельности, создания новых видов бизнеса (как для нового предприятия, так и для существующего на очередном этапе развития).
внутренний документ, визитная карточка, по которой потенциальные партнеры по бизнесу оценивают шансы на успех бизнес-идеи, ведутся переговоры с иностранными партнерами и будущими инвесторами, сотрудниками при найме на работу.

Бизнес-план должен иметь понятную концепцию бизнеса, быть написан просто и ясно, иметь четкую структуру. Особое внимание отводится написанию резюме (этот раздел может быть написан только после завершения работы над документом), но помещается этот раздел в начале. К содержанию, структуре и оформлению бизнес-плана предъявляются определенные требования в зависимости от того, для чего бизнес-план разрабатывается.

Зачем разрабатывается бизнес-план?

Целей может быть несколько:
«знакомство» – ознакомить разных представителей бизнес сообщества с сущностью конкретной бизнес-идеи, найти партнеров, поставщиков;
«привлечение инвестиций» – привлечь финансовые ресурсы, убедить инвесторов и кредиторов в успешности и финансовой состоятельности бизнес-проекта;
«самоорганизация» – понимание целей и стратегии развития бизнеса, рыночной ниши и конкурентов, оценка успешности развития бизнеса;
«продажа бизнеса или приватизация» – описание текущей бизнес ситуации и поиск альтернативных путей дальнейшего развития компаний, в том числе в процессе приватизации.

Бизнес-план может быть подготовлен менеджером, предприятием, фирмой, группой фирм или консалтинговой организацией.
Разработка бизнес-плана всегда характеризуется большей или меньшей степенью неопределенности, поэтому базируется на прогнозах и предположениях, любое из которых коротко, но четко характеризуется в бизнес-плане для того, чтобы потенциальные инвесторы могли оценить степень их вероятности.

Как правильно составить бизнес-план?
этапы бизнес-плана

Процесс разработки бизнес-плана включает три стадии его составления: начальную, подготовительную, основную.

Если бизнес-план разрабатывается для расширения уже существующего бизнеса, то необходимость в начальной стадии отпадает. В процессе разработки бизнес-плана для существующей деятельности, также можно ограничиться только основной стадией.

Начальная стадия – разработка концепции проекта, включает следующие этапы:
1. Поиск бизнес-идей, источниками которых могут быть: исследование запросов и потребностей потребителей (опрос), критический анализ товаров/услуг, которые выпускают другие участники рынка, беседы с экспертами в отрасли, торговыми представителями, изучение специальной литературы и патентной информации, результаты собственных исследований и разработок.
2. Выбор сферы деятельности (производство, торговля, предоставление услуг, строительство, посредничество, финансовая деятельность, консалтинг, Интернет-бизнес и др.), которая осуществляется с учетом:
сущности и направленности идеи бизнеса, а также ваших личных факторов (практический опыт и финансовый потенциал, наличие знаний и навыков);
соответствия сферы бизнеса интересам и возможностям предприятия;
анализа внешних факторов: реальной экономической и политической ситуации, видов деятельности, которые разрешены и запрещены законодательством, необходимости приобретения лицензий, государственных приоритетных направлений деятельности и программ финансирования, наличия необходимых ресурсов, рыночных потребностей, степени конкуренции в отрасли, стадии жизненного цикла товаров, других специфических факторов.
3. Обоснование целесообразной формы организации бизнеса, предусматривающее:
определение форм организации бизнеса, которые соответствуют и разрешены законодательством Украины;
определение особенностей, преимуществ и недостатков каждой из форм;
определение критериев выбора формы организации. В качестве критериев могут выступать степень ответственности, система налогообложения, необходимый объем финансовых ресурсов для начала бизнеса, степень контроля за деятельностью фирмы, возможности привлечения других собственников, наличие перспектив роста в будущем или простота ликвидации предприятия;
непосредственный выбор формы организации бизнеса.
4. Выбор способа начала бизнеса: создание нового предприятия, приобретение фирмы, которая уже существует, приобретение лицензии, которая предоставляет право предприятию на продажу (производство или осуществление определенного вида деятельности) товаров или услуг другого предприятия, имеющего популярность на рынке. Также возможны нетрадиционные способы начала бизнеса: выход из состава крупной кампании в качестве торговой фирмы, прямой маркетинг.

На подготовительной стадии:
собирается и анализируется необходимая информация, т.е. формируется информационное поле бизнес-плана;
информационное поле бизнес-плана
анализируются факторы внешней среды, оцениваются сильные и слабые стороны (проводится SWOT-анализ);
определяется генеральная цель, особый путь в бизнесе;
формулируется миссия и цели деятельности, т.е. конкретно определяется то, чего фирма хочет достичь за определенный промежуток времени;
выбирается конкурентная стратегия деятельности из базовых конкурентных стратегий – низкие издержки, дифференциация (инновационность), фокусирование на конкретном сегменте (узкая ниша рынка), и стратегия роста продаж на основе GAP анализа – интенсивный, интеграционный или диверсификационный.

Основная стадия – это непосредственно разработка бизнес-плана. Главная цель этого этапа обосновать рыночные возможности реализации проекта, а также рассчитать экономическую целесообразность проекта и эффективность осуществления инвестиций в проект, период окупаемости инвестиций.

В следующей части рассмотрим стадию разработки бизнес-плана, вопросы, связанные со структурой бизнес-плана и содержанием его основных разделов.

P.S. Пример бизнес-плана кафе можно скачать здесь.

Пример бизнес-плана

Калькулятор

ТБ – точка безубыточности

Итого: 0

ПР – порог рентабельности

Итого: 0

СО – срок окупаемости

Итого: 0

Бизнес-планы

все бизнес-планы

Видео

  • Маркетинг и футбольный матч: что общего?
все видео